Развернуть

Неделя Антипасхи. Проповедь иеромонаха Романа (Модина)

Неделя Антипасхи. Проповедь иеромонаха Романа (Модина)

"Мы с вами прожили целых семь дней Святой Христовой Пасхи. Семь дней, когда была невозможна никакая скорбь, раздражения, отчуждения, разъединения, потому что Господь был всецело среди нас. А восьмой день - особенный порог, на котором мир вступил в совершенно новое состояние. Поэтому мы и называем этот день Новым. Все обновилось, началась совершенно новая жизнь."

"Христос воскресе!

С Пасхой Христовой! С последним  днем Светлой Седьмицы! С днем начала новой жизни!

Сегодняшний день, первый воскресный день, наступивший после дня победы Господа нашего над смертью, мы называем днем Антипасхи. Мы веруем, что свет Его преславной победы, как сегодня пели в тропаре Фоминой недели,  прорвавшись сквозь гробные пелены, воссиял посреди мира, и разлился по всей Вселенной, освещая и пронзая самые, казалось бы, недоступные ее пространства.

И мы знаем, что этим светом Христовой победы пользуются сейчас все люди без исключения.  Даже те, кто себя христианами не считает. Ощущение несомненной новизны жизни, в которой очутился человек две тысячи лет назад, после того, как Господь, пришедший спасти его, дал ему новую жизнь - это ощущение абсолютно всеобщее.

Пасхальный отсвет посетил своим светом каждое человеческое сердце,  всю природу, весь  мир, который когда-то был поражен грехом наших праотцев. И каждой тварного создания коснулся свет Христовой победы.

Мы с вами прожили целых семь дней Святой Христовой Пасхи. Семь дней, когда была невозможна никакая скорбь, раздражения, отчуждения, разъединения, потому  что Господь  был всецело среди нас. А восьмой день - особенный порог, на котором  мир вступил в совершенно новое состояние. Поэтому мы и называем этот день Новым. Все обновилось, началась совершенно новая жизнь.

Сорокадневный пост в древней Церкви когда-то обозначал отнюдь не приготовление ко дню святой Пасхи.  Дело в том, что на Пасху, или накануне, чаще всего - в Великую Субботу, принимали Святое Крещение оглашенные члены христианской общины. Сорокадневным постом они шли к этому дню. Им предстояло войти с новую жизнь, в состояние Христа.  А Церковь  для того, чтобы поддержать их в небольшом подвиге, помогала им. Постилась ради всех людей, готовящихся к Святому Крещению.  

Всю эту неделю, приходя в храм, мы слышали вместо Трисвятого на богослужении «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».  Эти удивительные песнопения относятся именно к ним, к принявшим Святое Крещение в Светлую Пасху. По словам  святого преславного великого апостола Павла, те, кто крестились во Христа, облеклись в Него. Семь дней новопросвещенные ходили среди мира в особенных белых одеждах. У них начиналась новая жизнь, и свет новой жизни так запечатлелся на них, что это было видно всем.  А на восьмой день  одевали одежды обычные, будничные. Но жить они должны были уже совершенно иначе, и они готовились и учились этому в течение долгих сорока дней Великого Поста.

Но это  день новой жизни не только для этих оглашенных, ставших христианами когда-то, но и для нас сегодня с вами. Все обновилось вокруг нас, все обновилось и внутри нас, потому, что Бог посетил нас Своей  истиной. В эти удивительные светлые и очень, к сожалению, быстрые семь дней Пасхальной седмицы, Он стал удивительно близок внутри каждому из нас. Мы действительно ощущаем Его в себе.

И сегодня, в первый день начала новой жизни на земле, мы приобщаемся Святых Христовых Тайн. Мы вновь ощутили как Христос, входя в глубины нашей души, царствует там, изгоняя из нашей души всякий грех. Даруя  и разливая благодать по всему нашему естеству, пронзая наш ум, напитывая наше сердце светом Своей любви и милосердия. И это ощущение близости Господней, наверное, и есть самый важный, главный дар в новой истории, в новой жизни, которая когда-то наступила для каждого человека две тысячи лет назад.

События восьмого дня после Воскресения Христа  были очень удивительные, чудесные. В течение этих семи дней Господь являлся своим ученикам. Но единственным, кто не сподобился видеть Господа, был апостол Фома. В тот день апостолы были вместе в горнице, потому что это было первое воскресенье после Пасхи. Они внутренне ощущали, что в этот святой день нужно быть вместе, ибо в этот день когда-то воскрес Христос. И мы сегодня делаем так же.

В этот день Господь вошел, как мы помним, через затворенную дверь  дома. И все апостолы просветились любовью, и только лицо апостола Фомы омрачилось сомненьем. Он сказал Господу довольно страшные слова: «Господи, пока не вложу руку в Твое ребро, и не дотронусь до Тебя, и не пойму, что Ты не призрак, а  живой, я не смогу уверовать». Тогда Иисус сказал еще более страшные слова (от копья, которым воин пронзил Его на Голгофе, на Теле Христа была большая зияющая рана): «Вложи руку твою в ребра моя, и не буди неверным, но стань верным». И Фома вложил туда руку и закричал  – «Господи, верую! Господь мой и Бог мой!»

Святые отцы, которые очень часто упоминают этот эпизод истории первой христианской общины, говорят, что благое и промыслительное неверие Фомы породило глубочайшую веру не только Фомы и апостолов, но и миллионов людей. Эта удивительная метаморфоза, внутренняя, духовная, недоступная никакому внешнему рассуждению.

И этот опыт обращения, если вспомнить, есть у каждого из нас. Опыт обращения от сомнений и заблуждений  к близости с Богом. И, поэтому, читая Евангелие, мы благодарим Господа, что Он избрал нас от мира, что Он отделил нас от греховной жизни, что Он посетил наше сердце, что Он насытил наш ум светом Своей веры.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Христос воскресе!"


Рекомендуем:

Автор: настоятель иеромонах Роман (Модин)

Опубликовано: 12:22 | 23.04.2018

Помочь подворью денежным переводом


Бинбанк

4627 0444 6390 6944

Сбербанк

5469 6200 1827 8539

Яндекс.Деньги

410013443854351

МТС

89172236485

Мегафон

89375920955

Qiwi

+79172526875

Web-Money

234643998710