Развернуть

Апостол Пуд от 70-ти и базилика Санта-Пуденциана в Риме

Апостол Пуд от 70-ти и базилика Санта-Пуденциана в Риме

Сегодня, 28 апреля, Церковь Христова совершает память апостола Пуда, довольно малоизвестного на христианском Востоке. Между тем, апостол Пуд и его семья, члены которой все приняли христианство, имел очень большое значение для раннехристианского Рима.

А дом апостола Пуда в Риме, превращенный в христианский храм, стал местом проповеди Евангелия и служения великих апостолов Церкви, Петра и Павла. Этот дом, который стал церковью, сегодня носит название базилики Санта-Пуденциана и имеет свою историю. Некоторые полагают, что Пуд и есть тот самый друг, которого упоминает апостол Павел во Втором послании к Тимофею «Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия» (2 Тим 4:21). Церковь получила свое название в честь дочери римского сенатора Пуда.

Считается, что святой Павел жил здесь и что здесь святой Марк написал свое Евангелие. Новат и Тимофей, сыновья Пуда, которых апостол Павел в своих письмах называет по именам, владели там же купальнями-термами, и здесь как предполагают, епископ Пий I (в 145 г.), по просьбе девицы Пракседы, основал церковь. До времени правления императора Константина и во время преследований христиане не имели никаких официально признанных церквей, а располагали для собраний только помещениями, которые их единоверцы предоставляли им в своих домах. Со временем эдикта Константина - эти древние молитвенные дома превращались в церкви, сохраняя имя того благочестивого собственника, которым они были учреждены; некоторые же из церквей и по настоящее время носят название такого происхождения.

Латинское имя апостола "Пуденс” означает "почтенный”, "целомудренный”, имя Праксиды происходит от греч. "праксис” - "действие” ("деятельная”). Апостол Пуд (San Pudente) занимал высокое положение члена Римского сената. Будучи благочестивым и добродетельным человеком, Пуд, как повествуется в Четьих Минеях, принимал в доме своем апостолов Петра и Павла; у него также собирались и другие верующие, так что его дом впоследствии обратился в церковь, получившую наименование "Пастырской". Предание говорит, что в этой церкви священнодействовал сам апостол Петр.

У апостола Пуда было четверо детей: Новат, Тимофей, Пракседа и Пуденциана. Церковью святой Пуд причислен к лику 70 апостолов, и скончался он мученически в Риме в 67 г., будучи усечен мечом, по повелению Нерона, одновременно с апостолом Павлом (память 28 апреля и 17 января вместе с памятью всех 70 апостолов). Сын апостола Пуда, Новат преставился во II в. (память этого местночтимого угодника Божия совершается в Риме 20 июня).

Великолепная базилика Санта-Пуденциана (Santa Pudenziana), бывший дом апостола Пуда, находится в центре Рима на холме Виминал, на улице Via Urbana. Внутри главного престола базилики, который устроен из красного мрамора (передней доски не имеется), стоит рака из желтого и зеленого мрамора, где почивают:

- мощи апостола Пуда;

- мощи св. Новата, сына апостола Пуда;

- часть мощей преподобной Пуденцианы девы, дочери апостола Пуда, которой и посвящена церковь.

Другая часть ее мощей почивает в Риме в церкви преподобной Пракседы девы, родной ее сестры. Память этой местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 19 мая.

Фасад Базилики Св. Пуденцианы - теперь значительно ниже уровня улицы - большая часть его - это работы конца 1800-ых годов, но изящная перемычка портика - отреставрированная дверь датируется или 700-ми годами или 1000-ыми - является одной из значимых работ средневековой скульптуры Рима.

Изящные колонны в нефе, переделанны (как и большинство колонн в Европе) и отличаются от классического римского строительства, но они были частью первоначальной конструкции Базилики, однако их пришлось усилить структурами кирпичной арки еще в ранней стадии из-за проблем стабильности конструкции.

Мозаика апсиды потеряла материал со своей основы и размер своего радиуса за эти годы. Большая часть мозаики справой стороны распалась полностью, и однажды была заменена окрашенными изображениями, пока не была заменена.

В конхе можно видеть Христа на фоне Небесного Иерусалима. В книге в Его руках написано: "Dominus conservator ecclesiae Pudentiane" (Господь – хранитель церкви Пуденцианы). По сторонам Спасителя – Петр и Павел, которых увенчивают венками аллегорические женские фигуры, и святые. Здесь же – символы четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел).

В верхней части конхи – крест. В нижней – мистический Агнец Апокалипсиса. Справа от Христа за стеной портика – комплекс Гроба Господня – символ Иерусалима. Слева – здание, которое можно связать с храмом Соломона или с образом города Вифлеема

Число Апостолов от первоначального уменьшено на два, которые бесследно утрачены. Кроме того, четыре символа евангелистов - ангел, лев, телец и орел занимали большую площадь, а теперь из изображения обрезаны.

Мозаика алтарной апсиды претерпела несколько реставраций: в VIII в. – при папе Адриане I, в 1588 г. – при кардинале Генрихе Каэтани, в 1829-32 гг. – при кардинале Литта. Изменения коснулись фигур апостолов. Последняя переделка XIX в. охватила всю правую часть мозаики (Айналов 1895: 37-39).

Над главным престолом в полукуполе сохранилась древняя мозаика, относящаяся к концу IV в., хотя и возобновленная позднее. Здесь изображены Спаситель на троне, по обеим сторонам Его стоят многие святые, среди них - преподобные девы Пуденциана и Пракседа. Повыше Спасителя - крест и символы четырех евангелистов.

Например, на донце одного из евхаристических сосудов, найденного в римских катакомбах (сосуд Буонаротти), представлена сходная композиция (Покровский 1994: 29). Прямое изображение Христа, присутствующее здесь наравне с символическим, появляется с V в.

До этого времени и святые, и Спаситель изображались в виде агнцев. Данное экклесиологическое толкование содержания мозаики допускает прочтение двух женских фигур, как аллегории Церквей от иудеев и язычников.

Аллегории Церквей, или – Церкви и Синагоги – встречаются в других мозаиках V в. Например, в храме Св. Сабины в Риме (423-432 г.) над входом по сторонам золотой надписи представлены аллегории Церквей от обрезанных и необрезанных.Церковь от иудеев облачена в лиловый мафорий и белый чепец – постоянные атрибуты костюма Богородицы в византийском искусстве. В руке у Церкви – белый платок (Айналов 1895: 133–136). В раннехристианском искусстве аллегорическая фигура Церкви может одновременно представлять Богоматерь, что было характерно еще для катакомбной живописи.

Бианкини и Росси предлагают историческую интерпретацию мозаики Св. Пуденцианы, объясняя ее содержание, исходя из традиции дома Пудента, где некоторое время жил апостол Петр. Две женские фигуры, таким образом, могут восприниматься как дочери Пудента – Пуденциана и Пракседа; а город на заднем плане – как Рим с крестом на холме, показывающим место закладки церкви (Айналов 1895: 34-71). Айналов обстоятельно доказывает сходство архитектурного фона изображения с "post Crucem" Голгофы, предполагая, что действие разворачивается на фоне внутреннего портика константиновского комплекса в Иерусалиме.

В соседнем с главным престолом приделе с левой стороны, внутри находящегося престола, как видно сквозь имеющееся в передней его стороне отверстие с решеткой, находится та древняя доска, на которой священнодействовал апостол Петр во время своего пребывания в доме апостола Пуда. Здесь же есть колодец, в котором сокрыто три тысячи мученических тела.

Мозаика базилики Санта-Пуденциана, без сомнения, самая лучшая в Риме, прекрасного и строгого стиля была начата при папе Сириции (384–398) и окончена Иннокентием I (402–407); но она несколько раз подвергалась исправлениям и потому значительно утратила свой первоначальный вид.

Перед полукруглым, крытым золочеными черепицами портиком, позади которого высятся здания Иерусалима и над ними Голгофский крест, восседает на престоле юный, бородатый Спаситель среди расположенных полукругом апостолов. Позади них стоят две женские фигуры с венцами славы в руках- изображают св.Пуденциану и Пракседу.

Здесь в обведенных золотом красных и голубых облаках впервые появляются взятые из Апокалипсиса символы четырех евангелистов: Матфей представлен в образе ангела, Марк - льва, Лука - быка, Иоанн - орла, все четверо - в виде крылатых полуфигур. Эта мозаика, с ее чистым рисунком, глубокими, отливающими золотом тонами и симметричным расположением фигур, так сказать, предваряет уже искусство XVI в., полукруглые идеальные композиции Фра Бартоломео и Рафаэля.

Среди ценных художественных произведений церкви – фрески Кристофоро Ронкалли, прозванный Помаранчо(1552-1626 гг.) в куполе. За алтарем, на стене три картины. Их написал в 1803 г. Бернардино Нокки, и центральная из них изображает святую Пуденциану. На картине слева - ее брат святой Тимофей, справа - другой брат, святой Нават.

Две реликвии, связанные со святым Петром, хранили здесь в церкви столетиями. Одна - стул, который считается сенаторским креслом Пуда. Его использовал святой Петр как епископский трон. Теперь он хранится в тайнике под кафедрой в соборе Святого Петра. Вторая реликвия - деревянный стол, за которым святой Петр причащал верующих. Он столетиями хранился внутри высокого алтаря в Латеранском храме Святого Иоанна, и только одна часть его оставалась в церкви Санта-Пуденциана.

Когда кардинал Уайзмен был титуларом церкви Санта-Пуденциана, он заинтересовался этим алтарем и поручил ученым сравнить куски дерева в Латеранском соборе Святого Иоанна и в церкви Санта-Пуденциана. Было доказано, что оба фрагмента - одного возраста и от одного и того же стола. Вы можете увидеть этот кусок дерева за зеркальным стеклом в алтаре часовни Святого Петра с левой стороны апсиды церкви, где кардинал Уайзмен выставил ее на обозрение.

В этой же часовне хранится работа Джакомо делла Порта 1594 года - На входе в церковь слева часовня знатного итальянского рода Каэтани.

Это была семья папы Бонифация VIII, последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста. Упоминается Бонифаций VIII и в «Декамероне» Боккаччо, а также в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду ."Иисус Христос передает апостолу Петру ключи от Царства Божьего".

Здесь возле часовни Каэтани есть колодец, в котором сокрыто три тысячи мученических тела. Паломники прилаживаются к колодцу в молитве.


Рекомендуем: все фотографии

Автор: настоятель иеромонах Роман (Модин)

Опубликовано: 11:12 | 29.04.2017

Помочь подворью денежным переводом


Сбербанк

5469 6200 1827 8539

Яндекс.Деньги

410013443854351

Мегафон

89375920955

Web-Money

234643998710